краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 

 "Ачинская школа № 2"

Трудовое обучение

 

 Образовательная  область "Технология" представлена предметами:

  • "Ручной  труд" (1 –3 классы) 
  • "Профильный труд" (4 -9 классы).

"Профильный труд" представлен следующими направлениями:

   Трудовое  обучение направлено на формирование профессиональных умений  и  знаний, обучению навыкам самообслуживания, становлению личности в процессе выбора профессии.

"Декоративно-прикладное искусство" (обучение детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта) 

Положение о трудовом обучении

«Мой выбор профессии» (программа по профориентации обучающихся)

 Развитие трудового обучения

Трудовая подготовка представлена в региональной части Базисного учебного плана специальных образовательных учреждений VIII вида (II вариант). Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения и даёт возможность изучать перспективы дальнейшего трудоустройства и в соответствии с ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую методическую и материальную базу. В программе заложен большой объём часов на профильный труд. Учителя технологии за основу составления своих рабочих программ по профилям взяли новые учебные программы:

«Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой;
«Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». Книга первая и вторая, под редакцией А.М.Щербаковой.

     В рабочих программах педагогов нашла отражение специфика местных ресурсов, перспективы самостоятельной жизнедеятельности выпускников. Большое внимание уделено изучению национально-регионального компонента, примерно 20% от общего количества часов в классе. Например, по профилю «Штукатурно-малярное дело» внесены элементы современного дизайна, по профилю «Декоративно-прикладное искусство» весь учебный материал построен на изучении традиций народов родного края, на изготовлении обрядовых и национальных кукол, тем самым педагог с учащимися помогают в реализации музейного проекта, а по «Художественной обработке швейных изделий» в программу включены составляющие национальной культуры, а также разделы, посвященные истории, технологии обработки русской вышивки, лоскутной техники, игрушек, сувениров, цветов и отделок. Такой подход, сохраняя достоинства традиционного, обладает тем неоспоримым преимуществом, что даёт реальную возможность соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, ознакомить их на практике с образцами и технологиями декоративно-прикладного творчества.
     Для успешного ведения образовательного процесса мастерские школы почти на 90% оснащены оборудованием. За последние три года были приобретены верстаки для кабинета ручного труда, столярной и слесарной мастерских, новая мебель для кабинета «Декоративно-прикладного искусства», установлена вытяжка в слесарной и столярной мастерских, для кабинета «Художественная обработка швейных изделий» приобретены современные швейные машины и вышивальные швейные машины – полуавтоматы, для обучения штукатурно-малярному делу приобретаются современные материалы, инструменты и приспособления. Но существуют и недостатки. В кабинет «Вязание»   необходимо приобрести вязальные машины нового поколения. Ежегодно, в смету расходов закладываются ассигнования на приобретение материалов и оборудования для школьных мастерских. Учебно-воспитательный процесс осуществляют 9 педагогов, из которых: высшее образование имеют 4 человека, 2 педагога обучаются заочно в высших учебных заведениях. Высшую квалификационную категорию имеют 2 педагога, IКК – 2, II КК - 4, 7 разряд – 1 человек (молодой специалист).
     В школе функционируют мастерские: столярная, слесарная, художественной обработки швейных изделий, цветоводства и декоративного садоводства, декоративно-прикладного искусства, вязания, штукатурно-малярного дела. Большинство мастерских имеют богатый методический материал, включающий методическую литературу, наглядный демонстрационный материал, инструкционные и технологические карты, коррекционно-развивающие упражнения, карточки, перфокарты, тесты, кроссворды, ребусы. Наименьшее количество материалов имеют столярная и слесарная мастерские, так как здесь работают молодые специалисты второй год. Система трудового обучения представлена последовательными циклами: 1 – 4 классы – пропедевтический; 5 класс – «класс наблюдения» - задачей которого является определение уровня психофизического развития ученика, его интереса и готовности к обучению по определённому трудовому профилю. Обучение процессу сознательного выбора очень важно для личностного становления подростка и учёт его мнения повышает самооценку, усиливает мотивацию к дальнейшему изучению выбранного вида труда; 6 – 9 классы – общетрудовое обучение; 10 – 11 классы – углубленная трудовая подготовка. В этом году учащимся 5 класса представлены на выбор следующие профили: мальчикам – столярное, слесарное и штукатурно-малярное дело; девочкам – вязание, цветоводство и декоративное садоводство, художественная обработка швейных изделий. Уроки по трудовому обучению в параллели проходят одновременно. При разработке Положения о порядке проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов, был изменен подход к сдаче экзамена. Экзамен проводился в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам. Экзаменационный билет по трудовому обучению состоял из двух вопросов: один теоретический, другой - с элементами показа какой-либо операции. Теоретические вопросы были составлены на основе требований к программе И.М.Бгажноковой.

Практическая экзаменационная работа предусматривала следующее:

по профилю: штукатурно-малярное дело, учащимся были предложены билеты с указанием определённого вида работы. Учащиеся выполняли окончательную отделку кабинета: окраска стен водным колером и латексной краской, окраска декоративных элементов водоэмульсионной краской, окраска оконных переплётов, плинтуса, труб и радиаторов неводным составом;
по профилям швейное дело и художественная обработка швейных изделий, работа проводилась в форме защиты выполненных сувенирных кукол за период трудовой практики. Данные изделия выполнялись в соответствии с проектом школьного музея по знакомству с традициями, бытом, народной культурой и обрядовой одеждой народов населяющих наш родной город и край.

     Увеличение сроков обучения учащихся в 10 – 11 классах преследует цель не только совершенствование   профессиональных навыков, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества, Программы включают учебный материал такого характера и объёма, что его усвоение позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта и индивидуальной трудовой деятельности. Предполагается усилить работу в данном направлении, устанавливать договорные отношения с профессиональными училищами и лицеями города по повышению трудовых навыков по профилям, по прохождению практики, а также необходимо повышать профессиональное мастерство педагогов трудового обучения, работающих в 10 – 11 классах. Достигнуты определённые результаты учащимися на зональных и краевых конкурсах и выставках.

     Для реализации намеченных изменений и улучшения тем самым качества трудового обучения, а в последствии успешной социализации выпускников необходимо решить следующие задачи:

Повысить уровень материально –технического и методического оснащения мастерских и кабинетов трудового обучения;

Отработать связи с профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями города для осуществления учащимися возможности продолжить обучение по выбранному профилю и трудоустроится.

 

Дата последнего обновления страницы 25.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»